Пятница, 29.03.2024, 08:32
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Арылахская средняя общеобразовательная школа"                       МО "Верхоянский район"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Агропрофиль

 

 

 

 

О деятельности общеобразовательных агропрофилированных школ

в Республике Саха (Якутия)

Агрошкола – это государственное или муниципальное общеобразовательное учреждение, сельская школа-комплекс, объединяющая усилия педагогов, социума, высших учебных заведений и научных учреждений для развития личности сельского школьника, школа воспитания будущего гражданина и сельского жителя, с большим образовательным потенциалом, способного самостоятельно формировать свою интеллектуальную и преобразующую деятельность.  В настоящее время одной из самых эффективно работающих инновационных моделей сельской школы является общеобразовательная школа агропрофилированного направления. 

Сегодняшняя агрошкола - это школа нового направления в сельской местности с высоким статусом, представляющая  учебно-производственный комплекс с круглогодичным образовательно-воспитательным циклом, объединяющая усилия педагогов и производственников сельского хозяйства, социума, высших и средних учебных заведений,  научных учреждений в целях предоставления детям села широкой возможности саморазвиваться, учиться и трудоустраиваться, по существу это ресурсные центры по предпрофильной и профильной подготовке учащихся на селе.

17 октября 2003 года Президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров подписал Распоряжение «О поддержке и развитии общеобразовательных школ, работающих по агротехническому профилю (агрошкол) Республики Саха (Якутия)» под №223-РП, где обязывает министерства образования и сельского хозяйства, а также глав муниципальных образований оказать широкую поддержку деятельности агрошкол республики

23 декабря 2006 года под № 587 вышло постановление Правительства Республики Саха (Якутия) «О реорганизации государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей Министерства образования Республики Саха (Якутия)».  Во исполнение этого постановления в Министерстве образования РС(Я) было образовано государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Республиканский центр экологии, туризма и агротехнологического образования» (ГОУ ДОД РЦЭТАО). С учреждением этого центра в 2007 году, Министерство образования делегировала кураторство над агрошколами этому центру. Теперь за деятельностью агрошкол республики стало курировать государственное образовательное учреждение РЦЭТАО

На сегодняшний день в  республике по агротехнологическому направлению работают 75 сельских общеобразовательных школ в 25 улусах (районах). Сеть агрошкол охватывает все природно-климатические зоны республики, как северные, центральные, вилюйские и южные улусы (районы).

Куратором от имени Министерства образования РС (Я) является РЦЭТАО МО РС (Я). Летом 2009 года в п.Тулагино на базе школы было проведено  учредительное собрание агрошкол республики, где решили заново создать действительно работающий НКО «Союз агрошкол РС(Я)».

В ноябре 2009 г. юридически была оформлена некоммерческая организация «Союз агропрофилированных школ РС (Я)». Союз агрошкол РС(Я) стал самостоятельным юридическим лицом. Высшим совещательным  органом является Совет Союза агрошкол РС (Я). Президентом Совета Союза был избран Жирков А.Н., заместитель председателя Госсобрания Ил Тумэн РС(Я) , вице-президентами Габышева Ф.В., министр образования РС (Я) и Попов Н.Н.,1-й зам. министра сельского хозяйства РС(Я). Исполнительным органом является исполнительный директор Жирков Н.С. В декабре 2009 г. Совет Союза утвердил годовой план работы. На сегодня 48 школ являются членами Союза агрошкол РС (Я) в т.ч. 3 центра и 27 школ кандидатами в члены. Таким образом эти 75 агрошкол имеют свою самостоятельную организацию в республике, которая представляет и руководит  деятельностью всех агрошкол Союза.

Ими были организованы 4 республиканские семинар-совещания руководителей агрошкол республики - в марте 2007 г. в с.Мегино-Алдан Томпонского улуса с участием 22 агрошкол, в марте 2008 г.в с Кобяй Кобяйского района с участием 32 агрошкол, в марте 2009 г. в с.Антоновка Нюрбинского улуса, в марте 2010 г. в с.Абага Амгинского улуса с участием 249 чел. из 23 улусов и 58 школ. В  июне 2008 года в с. Дирин Чурапчинского района проведен смотр инновационных достижений агрошкол. За 2006-2009 годы проведены четыре республиканских смотра-конкурса деятельности агрошкол республики, планомерно проводятся кустовые семинары, курсы повышения квалификации преподавателей биологии, химии, механизаторов сельского хозяйства, республиканские Бессоновские и Чугуновские чтения, конкурсы "агрознаток” и другие. 

В настоящее время агрошколы это новая инновационная модель (вид) сельской школы. В РФ только 2-3 регионах работают агрошколы. В агропрофилированных школах детей углубленно обучают по предметам, связанным с подготовкой будущих современных специалистов сельского хозяйства - агроменеджеров, нового поколения аграриев, воспитывают у учащихся чувство бережного отношения к своей земле, уважение к сельскохозяйственному труду, тесно сотрудничают с научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями, приучают детей к опытничеству и научной работе, к рыночным взаимоотношениям и предпринимательскому делу. Сегодня агрошкола это не только учеба, но и малое сельскохозяйственное производство. Школьники учатся работать с современной сельскохозяйственной техникой, на своих школьных учебно-производственных базах, в полях крестьянских хозяйств  и своих родителей выращивают овощные культуры, ухаживают за различной живностью, получая за свой труд зарплату и трудовую книжку, участвуют в распределении конечного продукта своего труда. Таким образом в процессе труда и учебы готовятся стать будущими фермерами, хозяевами села.                 

Наиболее известными и передовыми на сегодняшний день можно считать Диринскую агрошколу Чурапчинского улуса (работает кафедра сельского хозяйства ЯГСХА, руководитель проф. Чугунов А.В.), Мегино-Алданскую агрошколу Томпонского улуса (хорошо поставлена учебно-производственная работа), Модутскую агрошколу Намского улуса (опытническая работа якутской породой КРС), Кобяйскую агрошколу Кобяйского улуса(хорошо поставлена учебно-производственная работа), Эйикскую агрошколу Оленекского улуса (хорошо поставлена учебно-производственная работа),Алеко-Кельская агрошкола Средне-Колымского улуса (традиционное хозяйство народов севера) и другие. Перспективную  работу начали такие новые члены агросоюза как, Тулагинская агрошкола  г. Якутска, Хорообутская  агрошкола Мегино-Кангаласского (плановая работа учебных предметов с агрокомпонентами и агропрофилей, составление примерных моделей выпускника агрошколы и модели агрошколы) и Урасалахская агрошкола Абыйского улусов (традиционное хозяйство народов севера и опытническая работа по овощеводству). Сегодня агрошколы готовят школьников по 22 специальностям, как водитель, тракторист, сельский механизатор, хозяйка усадьбы, модиска головных уборов, овощевод, полевод, столяр, обувщик, оператор ЭВМ, животновод, мастер-швея в том числе национальных костюмов и другие.

Агрошколы активно участвуют в различных всероссийских и международных конкурсах по своей деятельности. Так в 2007 году Мегино-Алданская агрошкола Томпонского района в международном Макаренковском конкурсе заняла 1 место, а в 2008 году Модутская агрошкола Намского района заняла 2 место. В республике ежегодно проводятся конкурсы деятельности агрошкол совместно с Министерством сельского хозяйства РС (Я).

Несколько улучшилась материально-техническая база агрошкол. Многие имеют свои сельскохозяйственные угодья (учебно-производственные), сельскохозяйственную технику и сельхозпостройки.   Агрошколы – это школы с круглогодичным циклом учебно- производственной деятельности, это своего рода школы-хозяйства, которые умеют зарабатывать деньги, они могут часть заработанных средств расходовать на решение проблемных вопросов самих школ, реализуют практику частичного самообеспечения школы. При этом надо отметить, что некоторая часть сельхозпродукци идет на самопотребление и организацию горячего питания школьников, а вырученные средства - на зарплату школьников и на фонд школы. Агрошколы зарабатывают около 20- 25%  средств, от общего объема произведенной школами республики продукции. Количество выпускников  поступающих в сельскохозяйственные ВУЗы  достигло в среднем 10-15% и сельскохозяйственные ССУЗы, (НПО) 25-30%. 

 

 

 

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Пятница, 29.03.2024, 08:32
Гость | RSS